«Полтава»: трехлетие закладки


Верфь исторического судостроения «Полтава» празднует трехлетие с момента закладки уникального корабля – реплики 54-пушечной «Полтавы», изначально построенной в 1712 году при участии Петра Великого.




«Дольше всего искали дерево на киль – почти год, — говорит главный строитель «Полтавы» Михаил Плеханов — требования к этой детали корабля предъявляются очень высокие, ведь это основа, «хребет» корабля!»

Спустя несколько месяцев поисков подходящие стволы дуба были найдены, обработаны, и в феврале 2014 года соединены в единый килевой брус длиной 36 м с помощью оцинкованных креплений, которые торжественно забили директор верфи Андрей Грошиков, командор Яхт-клуба Санкт-Петербурга Владимир Любомиров и Михаил Плеханов. По традиции корабелов в месте соединения килевой оставлена памятная табличка с именами мастеров.

Спустя три года кропотливой работы историков, инженеров и строителей 54-пушечный линейный корабль «Полтава» уже обрел черты и поражает свой грандиозностью.

«Сейчас завершены две трети работ по постройке корабля. Полностью готовы закладка и поперечный набор. Установлено 80% обшивки, из трех палуб готовы полторы. Более половины рангоута – мачты и реи – изготовлены, заканчиваем парусные комплекты. Мы движемся. Сама верфь значительно выросла. Сейчас это пилорама, сборочный, рангоутный цеха, столярная и парусная мастерские, и, безусловно, кузня», – продолжает Михаил Плеханов.

Реализация столь масштабного проекта – смелое начинание. Вопрос не только в финансировании – сложности возникают на каждом шагу. Это и подбор леса, проектирование частей корабля, разработка технологий постройки, квалификация персонала и многое другое. Работа над кораблем начиналась с частично сохранившихся «тетради Скляева» и построечной таблицы аналогичного линейного корабля.

«Мастер верфи в этой таблице фиксировал, сколько деревьев взято для какой части корабля, – рассказывает Плеханов. – Но в построечной таблице, которая легла в основу современного проекта, не хватает первых страниц, и невозможно точно сказать, был ли это документ той самой «Полтавы». Но это совершенно точно 54-пушечный корабль из той же серии».

Читайте также  Глазами «оптимистов»

Сегодня для строительства «Полтавы» выпущено уже более 1 000 чертежей, использовано более 1800 стволов дуба и дерева других пород. Параллельно проведена огромная работа с Российским морским регистром судоходства в направлении разработки стандартов и технических условий, которым должна соответствовать «Полтава». Специалисты Регистра еженедельно инспектируют строительство корабля.

«Создание подобного корабля-музея – дело государственной важности, — говорит директор Верфи Андрей Грошиков, — ведь это символ эпохи, события которой определили развитие нашей страны на столетия вперед!»

Сейчас перед коллективом верфи стоит сложная задача: спуск корпуса корабля на воду, который состоится уже в нынешнем году. Далее строительство будет продолжено, и займет еще не менее года. «Уверены, экспозиция, которая разместиться на «Полтаве», не будет уступать лучшим существующим мировым аналогам, — продолжает Андрей Грошиков, — экскурсию на верфи уже посещают тысячи петербуржцев и гостей города, «Полтава» прочно удерживает позицию в десятке достопримечательностей Санкт-Петербурга».

Часто возникает вопрос о том, насколько строящаяся «Полтава» точно повторяет петровский корабль? «Как уже сказано выше – точных чертежей той «Полтавы» не сохранилось, ровно как и детальных изображений, — продолжает Плеханов, — кроме этого, требования Морского регистра вносят некоторые коррективы в конструкцию корабля. К примеру, это наличие водонепроницаемых переборок, вес балласта и многое другое. Тогда корабли строили «на глаз», а сейчас – это более чем точная наука!» По словам корабела, современная «Полтава» будет остойчивей и надежней, а главное – очень изящной и грациозной!

Справка:

Верфь исторического судостроения «Полтава», при поддержке ПАО «Газпром», воссоздает в Лахте достоверную копию первого 54-пушечного линейного корабля «Полтава», спроектированного и построенного при личном участии Петра I, и спущенного на воду в Адмиралтействе в 1712 году. Проект «Полтава» начался в 2013 году. Килевая будущего корабля была соединена 27 февраля 2013 года, а первый шпангоут был установлен уже 5 марта.

Читайте также  "Хороший результат на выброс"

На сегодняшний день верфь «Полтава» является единственной одобренной Российским морским регистром судоходства верфью со своим сертифицированным конструкторским бюро. В том числе и благодаря этому исторический корабль будет действующим кораблем, а не только музейным объектом.

Экскурсионный отдел Верфи исторического судостроения работает с 2014 года. Экскурсии и мастер-классы для взрослых и детей проводятся ежедневно.

Официальный сайт Верфи: poltava1712.ru